Изображение линий связи в схемах проводок систем контроля и автоматики на судне

Изображение линий связи в схемах проводок систем контроля и автоматики дается для того, чтобы обеспечить координатную привязку трубных и электрических проводок к технологическим трубопроводам и аппаратам, а также указать их расположение на чертежах систем автоматизации.

Условные изображения линий связи для общего обозначения выполняют прямой сплошной линией; при пересечении линий связи без соединения друг с другом — сплошными крестообразными линиями; при пересечении линий связи с соединением между собой — сплошными крестообразными линиями с точкой в месте пересечения (рис. 1).

Линии связи на схемах проводок систем контроля и автоматики вычерчивают однолинейными, т. е. одна связь изображается одной линией, независимо от фактического числа труб и электропроводок, осуществляющих эту связь.

Линии связи между изображениями приборов, средств автоматизации и их элементов наносят с наименьшим числом изломов и пересечений. Линии связи должны четко отображать функциональные связи элементов от начала прохождения сигнала (воздействия) до конца.

На линиях связи могут различаться следующие случаи:

1) пересечение независимых, самостоятельных линий связи. В месте пересечения точки не должно быть, и знак обвода линий в виде полуокружности не применяют;

2) пересечение зависимых, соединенных линий связи.
Условные изображения линий связи
Рис. 1. Условные изображения линий связи: а — общее обозначение; б — пересечение линий связи без соединения друг с другом; в — пересечение линий связи с соединением между собой

В месте соединения ставят точку. В узле соединений сигнал, передаваемый по одной линии, далее может одновременно распределяться по другим линиям связи в соответствии с направлением сигналов.

3) Ответвление линий связи, изображаемое двумя способами с подводом и отводом нескольких сплошных линий. Второе изображение применяют в случае, если при первом неясно, в каком направлении сливаются или разветвляются сигналы.

При слиянии и разветвлении все линии связи являются самостоятельными. Линия после слияния или до разветвления обозначает условную замену ряда независимых линий одной для удобства вычерчивания. Общую линию не утолщают. На входе сигналов в неразветвленный участок общей линии связи и на выходе из него можно проставлять условные номера сигналов, показывающие их направление.

В сложных схемах во избежание большого числа изломов и пересечений линии связи могут быть оборваны. Оборванные концы соединительных линий нумеруют. Номера линий связи располагают в горизонтальных рядах в возрастающем порядке для нижнего ряда номеров.

Изображение линий связи в схемах проводок систем контроля и автоматики на судне обычно включает следующие элементы:
  1. Обозначения оборудования: Каждое устройство или система обозначены символами и надписями. Это могут быть датчики, контроллеры, исполнительные механизмы, панели управления и т.д.

  2. Линии связи: Линии, соединяющие устройства, показывают, как они взаимодействуют друг с другом. Линии могут различаться по типу связи (электрическая, гидравлическая, пневматическая) и по важности (главные, вспомогательные).

  3. Маркировка проводов: Каждый провод обозначается определенным кодом или цветом для идентификации. Это помогает в обслуживании и ремонте системы.

  4. Питание: Отдельные линии для питания устройств, указывающие источник энергии (генератор, аккумуляторы и т.д.).

  5. Шины данных: Линии, по которым передаются данные между устройствами. Обычно обозначаются специальными символами и поясняются в легенде схемы.

  6. Панели и шкафы: Обозначения панелей управления и распределительных шкафов, в которых сосредоточены соединения и управление.

  7. Заземление и защита: Обозначения для заземления и элементов защиты (предохранители, автоматы защиты).

  8. Коммутационные устройства: Переключатели, реле, контакторы и другие устройства, управляющие потоками данных и энергии.

Для более конкретного примера схемы или изображения, можно поискать стандартные схемы в учебных пособиях по судовому электрооборудованию и автоматике, а также в технической документации на суда. Если у вас есть конкретная схема, я могу помочь с ее разбором и объяснением.

Оставить комментарий