Устанавливаемые на судах ходовые или отличительные огни (гакабортный, два топовых и два бортовых) присоединяются отдельными фидерами к станции ходовых огней, устанавливаемой в рулевой рубке.
В зависимости от назначения судна и района плавания, количество отличительных огней может не соответствовать указанному выше.
Так, например, в рассмотренной схеме осветительной сети (см. рис. 5) показаны подключенными к станции ходовых огней и другие, кроме перечисленных, огни: якорный, аварийные, буксирные, штаговый, клотиковый.
По правилам Регистра эти дополнительные огни рекомендуется питать от отдельного щитка, устанавливаемого в рулевой рубке.
В соответствии с назначением отличительных и сигнальных огней обеспечивается надежность питания их электроэнергией.
По правилам Регистра к станции сигнальных огней питание должно подаваться по двум независимым фидерам: от главного распределительного щита через аварийный распределительный щит (основной фидер) и от близко расположенного группового щитка общего освещения. Станция ходовых огней должна иметь сигнальное световое и звуковое устройство, извещающее о том, горит или погас тот или иной огонь, питаемый этой станцией.
В соответствии с этим к каждому огню подводится отдельная цепь, подключаемая к станции через двухполюсный предохранитель, выключатель и сигнальное устройство.
Станция ходовых огней представляет собой щиток, заключенный в железный ящик (кожух); на щитке монтируются шины, выключатели, предохранители, контрольные лампы и сигнальные дробсы.
Что такое дробс?
Дробс является сигнальным электромагнитным прибором, показывающим красный сигнал (красное поле), когда по обмотке его и через включенный с ним последовательно отличительный огонь проходит ток.
Когда же лампа отличительного огня не горит, т. е. когда по обмотке дробса ток не проходит, красное поле исчезает и появляется белый сигнал (белое поле). Дробс снабжен также контактом, который при исчезновении красного поля, т. е. когда лампа отличительного огня гаснет, замыкает цепь электрического звонка и подает звуковой сигнал.
На рис. 1 изображена принципиальная схема соединений станции ходовых огней. На схеме показаны:
- две шины Ш (+) и (—);
- третья (вспомогательная) шина ВШ, необходимая для приведения в действие электрического звонка З;
- двухполюсный переключатель ПР для подключения станции к питающим ее магистралям ПМ1 или ПМ2;
- электрический звонок З, устанавливаемый возле станции ходовых огней, рассчитанный на напряжение судовой сети (110 или 220 в);
- две контрольные лампы КЛ, указывающие наличие напряжения на шинах станции;
- дробс Д;
- гакабортный огонь ГО.
На схеме показано присоединение лишь одного отличительного огня (гакабортного). Таким же образом присоединены и остальные огни. Для упрощения схемы не указаны внутренние соединения дробса: катушка его электромагнита включена последовательно в цепь отличительного огня. Когда лампа отличительного огня перегорает, т. е. когда красное поле дробса заменяется белым, контактом дробса замыкается цепь звонка З. Один зажим звонка присоединен через предохранитель к отрицательной шине станции (—), а второй зажим — к вспомогательной шине ВШ, которая при замыкании контакта в дробсе оказывается соединенной с положительной шиной станции, следовательно, звонок начинает работать.
Схема электрической сети отличительных огней очень проста и здесь не приводится: сеть представляет собой несколько (по числу включенных в станцию огней) двухпроводных цепей, отходящих от станции к огням.
Что же касается светосигнального клотикового фонаря, состоящего из одного красного и двух белых огней, то отходящая к нему от станции двухпроводная цепь доводится до крестовой коробки с разрезанными шинами, от которой разветвляется (рис. 2). Три провода идут к клотиковому фонарю и по три провода отходят к каждому из двух клотиковых ключей (устанавливаемых по одному на каждом борту судна), служащих для включения и выключения красной К или белых Б ламп фонаря или подачи определенного сигнала.