Электроприводы рулевых и подруливающих устройств. Общие сведения и системы

Наиболее ответственным из судовых электроприводов является рулевой привод. От его качества зависят маневренность судна и безопасность плавания. Поэтому Правилами Речного Регистра к рулевым электроприводам предъявляются особые требования, которые необходимо выполнять при проектировании и постройке.

К числу этих требований относятся: перекладка руля с борта на борт на угол -35°-0-+35° за время не более 30 с; число включений не менее 350 в час; вращающий момент на валу от 0 до 200 % номинального; стоянка под током в нагретом состоянии в течение 1 мин (только для электромеханических рулевых приводов); непрерывная перекладка руля с борта на борт в течение 30 мин при наибольшей скорости и полной осадке судна.

Для электрических приводов рулевых устройств должны быть выполнены также следующие требования: пусковые устройства должны обеспечивать повторный автоматический пуск электродвигателей при восстановлении напряжения; световая сигнализация должна указывать на наличие напряжения в цепи питания рулевого привода, его перегрузки и отключения; конечные выключатели должны ограничивать перекладку руля на левый и правый борт и не препятствовать перекладке в обратном направлении; питание электроэнергии должно быть предусмотрено от двух источников с автоматическим переключением: защита электродвигателей — только от токов короткого замыкания.

Для резервных рулевых приводов требования несколько иные, а именно: время перекладки руля с борта на борт на 20° — не более 60 с при полной осадке судна и скорости переднего хода, равной 0,6 наибольшей: продолжительность работы источника питания резервного электропривода должна быть не менее 15 мин.

Рулевые приводы должны обладать большой надежностью, простотой обслуживания, малыми габаритными размерами и массой, возможностью быстрого перехода с основного на резервное управление, не превышающего 10 с.

Классификация судовых электроприводов рулевых устройств может быть проведена по следующим признакам:

по типу передаточного механизма — с механической передачей и с гидравлической передачей. Привод с механической передачей может быть винтовой, получивший ограниченное применение на судах с малыми размерами румпельного отделения, и секторный с электродвигателем, соединенным с баллером руля зубчатым или червячным редуктором, находящимся в румпельном отделении. Привод с гидравлической передачей получает преимущественное распространение на вновь строящихся судах и может быть с насосом постоянной подачи и изменением направления движения жидкости реверсивными золотниками, с насосом переменной подачи;

по способу питания электродвигателя — с питанием непосредственно от судовой сети и с питанием от специального преобразователя (система Г —Д);

по характеру действия системы — простого, следящего и автоматического действия. У привода простого действия положение рукоятки не связано с положением руля или насадки, поэтому такие рукоятки снабжают возвратной пружиной, обеспечивающей их возврат в нулевое положение. Часто приводы простого действия имеют кнопочное управление. У приводов следящего действия положение руля соответствует определенному положению рукоятки или штурвала поста управления. Приводы автоматического управления снабжены специальными датчиками, перекладывающими руль автоматически, как только судно отклонится от заданного курса (авторулевой).

Оставить комментарий