Наиболее ответственным из судовых электроприводов является рулевой привод. От его качества зависят маневренность судна и безопасность плавания. Поэтому Правилами Речного Регистра к рулевым электроприводам предъявляются особые требования, которые необходимо выполнять при проектировании и постройке.
К числу этих требований относятся: перекладка руля с борта на борт на угол -35°-0-+35° за время не более 30 с; число включений не менее 350 в час; вращающий момент на валу от 0 до 200 % номинального; стоянка под током в нагретом состоянии в течение 1 мин (только для электромеханических рулевых приводов); непрерывная перекладка руля с борта на борт в течение 30 мин при наибольшей скорости и полной осадке судна.
Для электрических приводов рулевых устройств должны быть выполнены также следующие требования: пусковые устройства должны обеспечивать повторный автоматический пуск электродвигателей при восстановлении напряжения; световая сигнализация должна указывать на наличие напряжения в цепи питания рулевого привода, его перегрузки и отключения; конечные выключатели должны ограничивать перекладку руля на левый и правый борт и не препятствовать перекладке в обратном направлении; питание электроэнергии должно быть предусмотрено от двух источников с автоматическим переключением: защита электродвигателей — только от токов короткого замыкания.
Для резервных рулевых приводов требования несколько иные, а именно: время перекладки руля с борта на борт на 20° — не более 60 с при полной осадке судна и скорости переднего хода, равной 0,6 наибольшей: продолжительность работы источника питания резервного электропривода должна быть не менее 15 мин.
Рулевые приводы должны обладать большой надежностью, простотой обслуживания, малыми габаритными размерами и массой, возможностью быстрого перехода с основного на резервное управление, не превышающего 10 с.
Классификация судовых электроприводов рулевых устройств может быть проведена по следующим признакам:
по типу передаточного механизма — с механической передачей и с гидравлической передачей. Привод с механической передачей может быть винтовой, получивший ограниченное применение на судах с малыми размерами румпельного отделения, и секторный с электродвигателем, соединенным с баллером руля зубчатым или червячным редуктором, находящимся в румпельном отделении. Привод с гидравлической передачей получает преимущественное распространение на вновь строящихся судах и может быть с насосом постоянной подачи и изменением направления движения жидкости реверсивными золотниками, с насосом переменной подачи;
по способу питания электродвигателя — с питанием непосредственно от судовой сети и с питанием от специального преобразователя (система Г —Д);
по характеру действия системы — простого, следящего и автоматического действия. У привода простого действия положение рукоятки не связано с положением руля или насадки, поэтому такие рукоятки снабжают возвратной пружиной, обеспечивающей их возврат в нулевое положение. Часто приводы простого действия имеют кнопочное управление. У приводов следящего действия положение руля соответствует определенному положению рукоятки или штурвала поста управления. Приводы автоматического управления снабжены специальными датчиками, перекладывающими руль автоматически, как только судно отклонится от заданного курса (авторулевой).