Монтаж главного распределительного щита на судне

Главный распределительный щит является весьма ответственной частью всей судовой электроустановки. Он конструируется, изготовляется и монтируется в соответствии с правилами Регистра.


Монтаж главного распределительного щита на судне

Обычно главный распределительный щит изготовляется на заводе по утвержденным чертежам и доставляется на судно уже в готовом виде со всеми размещенными на нем приборами. На судне щит располагают на отведенной для него площадке в том же, как правило, помещении, в котором установлены генераторы. Его устанавливают чаще всего поперек судна с таким расчетом, чтобы позади щита оставался достаточный проход для обслуживающего персонала.

Согласно правилам Регистра, этот проход должен быть шириной не менее 0,6 м, если длина щита не превышает 3 м, и не менее 0,8 м, если длина щита превышает 3 м. Ширина прохода считается от крайней выступающей кромки переборки до крайней выступающей кромки щита или аппаратуры.

При длине щита не более 1,2 м проход за щитом может отсутствовать. В этом случае щиты могут быть прислонного типа, доступные для обслуживания с боковых сторон. Расстояние за щитом может быть не более 300 мм в свету и 100 мм от выступающих кромок судового набора.

Пол вокруг распределительного щита должен быть застлан ковром из изоляционного материала (резиновые коврики, маты) или покрыт хорошо пропарафиненной деревянной решеткой. При ширине прохода за щитом в 600 мм и более позади щита по всей его длине должны быть устроены горизонтальные поручни. С передней стороны щита поручни могут быть как вертикальные, так и горизонтальные, их можно делать из пропарафиненного дерева твердых пород.

Перед самой установкой щита все измерительные приборы с него снимаются, а после установки ставятся на места. Когда щит со всеми приборами окончательно установлен, приступают к подводке кабелей. Эта работа выполняется квалифицированными электромонтерами, которые пользуются принципиальной (обычно) или монтажной схемой щита.

Кабели подводят к щиту чаще всего снизу на панелях. До щита их ведут группами, а на щите подводят к соответствующим фидерам. При этом очень важно не допустить перекрещивания кабелей. Этого достигают устройством специальных переходных панелей из оцинкованного листового железа. Кабели разделывают и опрессовывают двукратным обжатием при помощи специальных наконечников. Заделанные таким образом концы присоединяют к соответствующим зажимам и клеммам по схеме. Подведенные к щиту кабели закрывают железными кожухами.

По окончании монтажа щит тщательно осматривают; проверяют, соответствуют ли выполненные соединения схеме; измеряют сопротивления изоляции. После всех этих проверок и устранения обнаруженных недочетов щит окрашивают. По правилам Регистра шины каждого полюса должны иметь следующую окраску: положительный полюс — красную, отрицательный — синюю и нулевой, или уравнительный, — желтую. При переменном токе шины окрашиваются в желтый, зеленый и красный цвета.

Монтаж главного распределительного щита (ГРЩ) на судне является сложным и ответственным процессом, который требует соблюдения всех необходимых стандартов и норм безопасности. Ниже приводится пошаговая инструкция по монтажу ГРЩ на судне:

1. Подготовка

  1. Проектирование:

    • Создание детального проекта, учитывающего электрические нагрузки, схемы подключения и местоположение всех компонентов.
    • Учет требований классификационных обществ (например, ABS, DNV GL).
  2. Приобретение компонентов:

    • Закупка всех необходимых компонентов, включая сам щит, автоматические выключатели, реле, проводку и соединительные элементы.
    • Проверка сертификатов и соответствия морским стандартам.
  3. Подготовка места установки:

    • Обеспечение достаточного пространства для установки и обслуживания ГРЩ.
    • Организация системы вентиляции для предотвращения перегрева.

2. Монтаж

  1. Установка корпуса ГРЩ:

    • Крепление щита на подготовленное место с учетом требований к виброизоляции.
    • Обеспечение доступа к ГРЩ для обслуживания.
  2. Электрическое подключение:

    • Подключение входных и выходных кабелей в соответствии с проектной документацией.
    • Установка автоматических выключателей, реле и других защитных устройств.
    • Обеспечение заземления щита для предотвращения электрических замыканий и увеличения безопасности.
  3. Маркировка:

    • Маркировка всех кабелей, выключателей и реле для облегчения обслуживания и диагностики.
    • Установка схем подключения и инструкций внутри ГРЩ.

3. Проверка и тестирование

  1. Проверка монтажа:

    • Визуальная проверка правильности подключения и установки всех компонентов.
    • Проверка крепежных элементов и соединений на надежность.
  2. Электрические тесты:

    • Проведение измерений сопротивления изоляции кабелей и оборудования.
    • Тестирование автоматических выключателей и защитных реле на правильность срабатывания.
  3. Испытания в работе:

    • Проведение пробного включения ГРЩ и проверка работы всех систем в штатном режиме.
    • Мониторинг температуры и вибрации в процессе работы.

4. Ввод в эксплуатацию

  1. Составление актов и документации:

    • Оформление всех необходимых актов и протоколов испытаний.
    • Подготовка инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию ГРЩ.
  2. Обучение персонала:

    • Проведение инструктажа для экипажа по эксплуатации и обслуживанию ГРЩ.
    • Организация регулярного технического обслуживания.

Монтаж ГРЩ на судне требует высокой квалификации и строго соблюдения всех технических норм и стандартов. Этот процесс включает в себя проектирование, установку, тестирование и ввод в эксплуатацию с обязательным обучением персонала. Важно учитывать все особенности морских условий эксплуатации и следить за поддержанием оборудования в исправном состоянии.

Оставить комментарий