Магистральные кабельные линии, т. е. линии, идущие от главного распределительного щита, имеют большей частью прямолинейную трассу. В отличие от них немагистральные и ответвительные кабельные и проводниковые линии приходится прокладывать преимущественно непосредственно по переборкам, бимсам, пиллерсам, решеткам и т. п. с частыми переходами через всевозможные конструкции и обходами препятствий.
В этих условиях невозможно выдержать строго определенные расстояния между скобами по всей длине той или иной немагистральной линии; приходится на различных ее участках ставить скобы на разных расстояниях друг от друга, стремясь лишь к тому, чтобы эти расстояния были не меньше 250 и не больше 400 мм для освинцованных кабелей и соответственно от 150 до 250 мм для неосвинцованных, т. е. для проводов марки РМ.
Прокладка проводов с резиновой изоляцией марки РМ, т. е. неосвинцованных, непосредственно по металлическим переборкам судна допускается лишь в том случае, когда помещение, в котором прокладываются эти провода, сухое и переборки не отпотевают. При этом переборки должны быть предварительно тщательно окрашены. Крепление неосвинцованных проводов представляет большие затруднения вследствие малой прочности их защитного покрова, так как поверх резиновой изоляции они имеют в качестве защитного покрова, лишь оплетку из хлопчатобумажной пряжи.
Выше уже указывалось, что провода с резиновой изоляцией марки РМ разрешается прокладывать в жилых помещениях, кают-компаниях, красных уголках, каютах и примыкающих к ним коридорах. При разметке и монтаже проводки в этих помещениях приходится учитывать, что, кроме сильноточной сети, в них имеются и слаботочные (телефонная, радиотрансляционная). Прокладка сетей не должна портить архитектуру и отделку помещения. Сети стремятся прокладывать параллельно строительным и архитектурным линиям, выполнять особенно тщательно и красиво.
Монтаж немагистральных кабелей на судне включает несколько важных этапов и особенностей, учитывающих специфику судовой эксплуатации и требования к безопасности. Вот основные аспекты этого процесса:
1. Планирование и проектирование
- Маршрутизация кабелей: Нужно тщательно планировать маршруты прокладки кабелей, избегая участков с повышенной вибрацией, высокой температурой или агрессивной средой.
- Выбор типа кабеля: Кабели должны быть выбраны с учетом условий эксплуатации (например, стойкость к соленой воде, огнестойкость, устойчивость к механическим повреждениям).
2. Материалы и оборудование
- Использование судовых кабелей: Кабели должны соответствовать морским стандартам, таким как IEC 60092.
- Кабельные каналы и трубопроводы: Для защиты кабелей используются металлические или пластиковые трубы и кабельные каналы, устойчивые к коррозии.
3. Монтаж
- Крепление кабелей: Кабели крепятся к конструкциям судна с помощью специальных держателей, скоб, хомутов, которые обеспечивают надежное фиксирование и предотвращают износ.
- Разделение силовых и сигнальных кабелей: Для предотвращения электромагнитных помех силовые и сигнальные кабели должны быть проложены на расстоянии друг от друга.
- Проходы через переборки и палубы: Для прокладки кабелей через переборки и палубы используются герметичные вводы и проходные устройства, которые сохраняют водонепроницаемость судна.
4. Соединения и подключения
- Сращивание кабелей: Используются специальные соединительные муфты, которые обеспечивают герметичность и механическую прочность соединения.
- Маркировка кабелей: Каждый кабель должен быть промаркирован для упрощения технического обслуживания и ремонта.
- Заземление: Все металлические части кабелей и оборудования должны быть надежно заземлены для предотвращения электрических разрядов и коррозии.
5. Проверка и тестирование
- Испытания на целостность: После монтажа кабели проверяются на отсутствие повреждений и правильность соединений.
- Функциональные испытания: Проверяются работоспособность подключенного оборудования и соответствие систем заданным параметрам.
6. Документация
- Схемы и планы: Необходимо документировать все изменения в схеме электрооборудования судна и маршрутизации кабелей.
- Журнал монтажа: Ведение журнала, в котором фиксируются все этапы и особенности монтажа, результаты испытаний и проверки.
Эти особенности помогают обеспечить надежность и безопасность эксплуатации судового электрооборудования, а также упрощают техническое обслуживание и ремонт.