По окончании всех подготовительных работ, т. е. после установки кассет, желобов, скоб-мостов, панелей, труб, сальников и втулок, приступают к расстановке скоб. Предварительная расстановка (скобы крепятся одним винтом за одну лапу) облегчает работу по прокладке и креплению кабеля и предохраняет его от поломки. В последнее время для подвески кабеля начали применять пояса.
На рис. 1,а показан порядок расстановки скоб при прокладке кабеля на подволоке, а на рис. 1,б — при прокладке кабеля по переборке. До протяжки кабеля, т. е. до прокладки его по трассе без окончательного крепления скобами, вымеряют по трассе с большой тщательностью и точностью длины отдельных кусков кабеля, которые должны быть заготовлены для протяжки. Такая заготовка производится либо на самом судне, либо на берегу.
Для отмотки кабеля в барабан, на который он намотан, вставляют трубу и ставят барабан на специальное приспособление для размотки. Барабан предварительно распечатывают, т. е. снимают с него доски. При этом необходимо следить за тем, чтобы не повредить кабель.
При отмотке кабеля один рабочий вращает барабан, а другой тянет за конец кабеля. Тяжелый кабель должны сматывать с барабана несколько человек, причем расстояние между ними не должно превышать одного метра.
Отмотанный кабель промеряют рулеткой, отрезают ножовкой куски нужной длины, сворачивают в бухты и закрепляют на них заранее заготовленные бирки с указанием сечения кабеля, его длины и назначения. Конец оставшегося на барабане кабеля следует изолировать лентой или кабельной массой. Если в ближайшее время расходовать кабель не предполагается, то свинцовая оболочка на конце должна быть запаяна, чтобы предохранить кабель от влаги.
Заготовленные куски кабеля переносят к месту, откуда намечено начинать затяжку.
Перед затяжкой руководитель работы должен убедиться в том, что все панели, переходы, трубы, сальники и втулки установлены правильно, что диаметры труб, сальников и втулок обеспечивают свободную протяжку кабелей, что все отверстия для крепительных винтов нарезаны и все скобы расставлены.
Затяжка кабеля
Затяжка кабеля — сложная и ответственная операция, поэтому ее выполняют непременно под наблюдением руководителя работы.
Затяжка кабеля может быть выполнена двумя способами:
а) от одного конца кабельной трассы до другого в одном направлении;
б) от середины кабельной трассы к ее концам в двух направлениях.
Первый способ применяется для относительно коротких кабелей, проходящих через ограниченное количество переборок, второй — для затяжки длинных магистральных кабелей.
Следует заметить, что при втором способе общая длина участков кабеля, протягиваемых через переборки (но, конечно, не общая длина самого кабеля), уменьшается вдвое, что значительно сокращает время затяжки, облегчает работу и уменьшает опасность повреждения кабеля.
По окончании затяжки одной половины кабеля по второму способу оставшуюся половину выкладывают восьмеркой. Эта укладка должна быть выполнена таким образом, чтобы при затяжке второго конца кабеля в процессе его освобождения с восьмерки не могло образоваться петли (рис. 2).
Если протягивается не один кабель, а несколько, то после окончания затяжки через каждые 5 — 6 м пучок кабелей перевязывают шпагатом.
Крепление кабелей
После затяжки кабелей данной магистрали приступают к их креплению. Крепить кабель начинают с одного конца, а не с двух, так как при одновременном креплении сразу с двух концов может оказаться либо излишек кабеля в середине магистрали, либо его может не хватить для всех изгибов по трассе. Закладывая кабель под заранее расстановленные скобы, его крепят сначала временно через три-четыре скобы и только по окончании временного крепления закрепляют все скобы. Работа эта выполняется обычно двумя монтерами: один из них идет впереди, укладывает кабель под скобы (под некоторые из скоб кабель укладывают еще во время затяжки) и ровняет его. Второй идет следом за первым, подкладывает под скобы прокладки из прессшпана и крепит скобы. К панелям скобы крепят винтами с гайками, а к переборкам и другим частям набора судна — только винтами. При креплении нельзя натягивать кабель по длине: он должен крепиться так, как лежит, — допустимо лишь необходимое подравнивание.
При большом количестве прокладываемых кабелей их разбивают на группы. Так, например, на рис. 3 имеются три группы кабелей: две по пяти и одна в два кабеля.
Выгибание кабеля
При прокладке кабелей приходится выполнять еще одну операцию, требующую навыка: выгибать углы кабеля. Кабель небольшого диаметра выгибает один монтер так, как показано на рис. 3. Левой рукой он прижимает кабель к переборке, большие пальцы обеих рук подкладывает под кабель, а правой рукой постепенно осторожно изгибает кабель.
Кабели больших диаметров приходится изгибать при помощи деревянных брусков и ваг (рис. 4). Эту операцию выполняют два монтера: один поддерживает кабель и брусок, а другой гнет кабель вагой. Закрепленный скобами кабель выравнивают деревянной лопаткой соответствующей формы. Ставя эту лопатку на кабель и ударяя по ней молотком, проходят по всей магистрали, устраняя неровности, допущенные при прокладке. Ровнять кабель молотком без лопатки не разрешается, так как это ведет к порче свинцовой оболочки.
Описанный выше способ прокладки кабеля по сплошным панелям в настоящее время применяется лишь при ремонте или при постройке небольших судов.
На крупных судах применяются более производительные способы заготовки и прокладки кабеля.
В частности, отмеряют кабель тросомером; большие количества его заготавливают на вращающихся защищенных металлических барабанах; нарезают кабель на складских площадках (иногда с применением для транспортировки электрокар); промер кабеля на складах ведут на специальном счетном приспособлении; деревянные барабаны для размотки поднимают на барабаноподъемники или козелки с домкратами (мощностью до 3 т); отрезают кабель ручными ножницами (при небольшом сечении) или фрезой на особом приспособлении; отдельные бухты кабеля на судне разматывают на вьюшках; бухты кабеля на судне подвешивают на металлических подвесках; кабели прокладывают в желобах, на перфорированных скоб-мостах, по перфорированным панелям и в кассетах (без панелей); сквозь переборки кабель проводят через кабельные переборочные коробки и т. п.
Набивка сальников
После затяжки и крепления кабелей приступают к набивке сальников (переборочных и на газовых трубах). При общем креплении скоб незакрепленными оставляют лишь скобы перед сальниками. Эти скобы крепят после набивки сальников. Сальники набивают в следующем порядке: в сальник вставляют металлическую шайбу (при протяжке кабеля следует обращать особое внимание на то, чтобы все шайбы, кольца и пробки сальников были надеты на кабели в необходимой последовательности), затем заправляют специальную асбестобитумную сальниковую набивку (или резиновое кольцо). После этого вставляют вторую металлическую шайбу и специальным ключом завертывают пробку сальника. Необходимо следить за тем, чтобы при завертывании пробки не повредить свинцовую оболочку кабеля.
На рис. 5 показано выполнение набивки переборочного сальника.
Сальник 1 устанавливается на парусиновой подкладке 5. Набивка 2 уплотняется шайбой 3 и закрепляется гайкой 4.
В настоящее время вместо переборочных сальников применяют специальные переборочные коробки, через которые проходят пучки кабелей.