Кабели, провода, шнуры

Электрические сети на судах выполняются кабелями, морскими проводами и шнурами.
Все применяемые на практике проводники можно подразделить на голые провода, изолированные провода, шнуры и кабели.

На судах голые, т. е. не покрытые изоляцией, провода можно встретить лишь на распределительных щитах в виде голых медных шин.

В каждом изолированном проводнике (проводе, шнуре, кабеле) различают: а) проводящую ток медную жилу — одну или несколько (на судах проводники с алюминиевыми жилами не допускаются), б) изоляцию, т. е. плотно облегающий жилу слой не проводящего ток материала диэлектрика, служащий для устранения утечки тока и обеспечивающий безопасность прикосновения человека к проводнику (в качестве такого диэлектрика в судовых проводниках применяется резина), в) защитные покровы, предохраняющие проводник от механических повреждений и от воздействия окружающей среды. Материалами для таких покровов служат: свинец, резиновая смесь, капроновая и хлопчатобумажная пряжа, ленточное железо и железная оцинкованная проволока; последние два материала применяются в так называемых бронированных кабелях.

Проводом называется голая или изолированная проволока или жила (одна или несколько), не покрытая тяжелой металлической или резиновой защитной оболочкой.

Кабелем называется проводник из одной или нескольких скрученных вместе изолированных жил, заключенных в тяжелую металлическую или резиновую оболочку.

Жилой называется одна или несколько скрученных вместе проволок.

Шнуром называется проводник из двух или нескольких соединенных вместе изолированных гибких жил.

Для судовых кабелей, проводов и шнуров, изготовляемых отечественной промышленностью, приняты следующие стандартные сечения медных жил (в мм2): 0,75; 1; 1,5; 2,5; 4; 6; 10; 16; 25; 35; 50; 70; 95; 120; 150; 185; 240; 300; 400; 500 и 625.

Алюминиевые жилы в кабелях, проводах и шнурах для судовых установок не применяются. Кабели, провода и шнуры разных марок (конструкций, типов) изготовляются не всех перечисленных выше сечений; существуют известные пределы сечений для каждой марки.

Как кабели, так и провода могут быть одножильными и многожильными, т. е. состоять из одной или нескольких изолированных друг от друга жил.

В свою очередь жилы бывают однопроволочными или многопроволочными, т. е. состоят из одной или нескольких не изолированных друг от друга проволок.

Таким образом, проводник может быть: 1) одножильным однопроволочным (состоит из одной жилы, жила — из одной проволоки), 2) одножильным многопроволочным (состоит из одной жилы, жила — из нескольких проволок), 3) многожильным с однопроволочными или многопроволочными жилами.

Для изготовления судовых кабелей, проводов и шнуров употребляется медь, а для изоляции проводников — вулканизированная резина.

Жилы кабеля, состоящие из медных отожженных (т. е. мягких) луженых проволок и изолированные каждая вулканизированной резиной, покрытой хлопчатобумажной пряжей, скручиваются вместе и покрываются обмоткой из прорезиненной миткалевой ленты, а сверху нее — защитной оболочкой из синтетической резины или пластмассы. Находившая ранее широкое применение защитная оболочка из свинца в настоящее время почти не применяется.

Поверх защитной оболочки на некоторых марках кабелей накладывается броня из стальных оцинкованных проволок (круглых или плоских), или панцырная оплетка из тонкой круглой стальной оцинкованной проволоки. У экранированных кабелей эта оплетка - выполняется из латунной проволоки.

Оставить комментарий