На судне используется множество источников света и осветительных приборов, которые играют важную роль в обеспечении безопасности, навигации, работы экипажа и комфортного пребывания пассажиров.
Ниже приведены основные виды источников света и осветительных приборов, используемых на судне:
Источники света
Лампы накаливания:
- Плюсы: Простота конструкции, теплый свет, низкая стоимость.
- Минусы: Низкая энергоэффективность, короткий срок службы.
Люминесцентные лампы:
- Плюсы: Высокая энергоэффективность, долгий срок службы.
- Минусы: Содержат ртуть, сложная утилизация, возможное мерцание.
Светодиодные лампы (LED):
- Плюсы: Очень высокая энергоэффективность, долгий срок службы, устойчивость к вибрациям, разнообразие цветовых температур.
- Минусы: Высокая начальная стоимость (но со временем окупается).
Галогенные лампы:
- Плюсы: Высокая яркость, компактность, лучшее качество света по сравнению с лампами накаливания.
- Минусы: Высокое энергопотребление, выделение тепла.
Осветительные приборы
Навигационные огни:
- Обеспечивают видимость судна другим судам в темное время суток и в условиях плохой видимости.
- Включают в себя бортовые огни (красный и зеленый), кормовой огонь, топовый огонь и другие.
Рабочие прожекторы:
- Используются для освещения рабочих зон, палуб и грузовых отсеков.
- Могут быть как переносными, так и стационарными.
Аварийные и эвакуационные огни:
- Обеспечивают освещение в аварийных ситуациях и показывают пути эвакуации.
- Часто работают от автономных источников питания.
Интерьерные светильники:
- Обеспечивают комфортное освещение в жилых помещениях, каютах, столовых и общих зонах.
- Могут включать в себя потолочные светильники, настенные бра, лампы для чтения и другие.
Декоративное освещение:
- Используется для создания приятной атмосферы в развлекательных зонах и ресторанах.
Особенности осветительных систем на судне
- Устойчивость к вибрациям и соленой воде: Осветительные приборы должны быть устойчивы к вибрациям, коррозии и воздействию соленой воды.
- Энергоэффективность: На судне важна экономия энергии, поэтому предпочтение отдается энергоэффективным источникам света, таким как LED.
- Надежность: Осветительные системы должны быть надежными и долговечными, особенно в аварийных и навигационных системах.
Эти источники света и осветительные приборы обеспечивают безопасную и комфортную работу на судне, а также помогают в навигации и выполнении различных задач.
Современные лампы накаливания, как правило, имеют вольфрамовую нить накала. Последнюю помещают либо в очень сильно разреженную среду, либо в среду нейтральных (т. е. не реагирующих с нитью лампы) газов. В зависимости от заполнения колбы различают пустотные и газополные лампы.
Световая отдача, т. е. отношение светового потока к мощности лампы у газополных ламп достигает 20 лм/вт, а у пустотных — 10 лм/вт.
Лампы мощностью более 60 вт изготавливают обычно газополными. В настоящее время, кроме ламп накаливания, широко применяются люминесцентные лампы (лампы дневного света).
Внутренняя сторона колбы люминесцентных ламп покрыта специальными веществами (люминофорами), которые излучают свет при возникновении в лампе, наполненной смесью газа (аргона) и паров ртути, газового разряда.
Для возникновения в лампе газового разряда, т. е. для ее зажигания, необходим предварительный подогрев электродов лампы. Подогрев этот осуществляется при помощи специального устройства, называемого стартером и состоящего из неоновой лампочки с параллельно подключенным конденсатором, в которой один из электродов выполнен из биметаллической пластинки, склепанной из двух металлов с различными коэффициентами линейного расширения.
Схема включения люминесцентной лампы приведена на рис. 1.
При включении выключателя лампы между электродами стартера возникает тлеющий разряд, нагревающий биметаллическую пластинку. Вследствие нагрева она изгибается, закорачивает электроды неоновой лампочки и тем самым замыкает цепь электродов люминесцентной лампы. Через них начинает проходить ток, нагревающий электроды.
Одновременно с закорачиванием электродов неоновой лампы происходит и замыкание накоротко конденсатора стартера. Разряд конденсатора вызывает появление газового разряда в люминесцентной лампе.
В самом стартере после закорачивания его электродов тлеющий разряд прекращается, биметаллическая пластинка остывает и, возвращаясь в исходное положение, размыкает цепь зажигания.
Показанный на схеме дроссель ограничивает ток, потребляемый люминесцентной лампой, и способствует стабильности ее работы.
Световая отдача люминесцентных ламп достигает 50 лм/вт, а срок службы значительно превосходит срок службы ламп накаливания. Большие перспективы имеет использование люминесцентных ламп на морских судах. Известно, что доступ естественного света в некоторые судовые помещения затруднен ввиду специфичности устройства судна.
Применение на судне люминесцентных ламп улучшает условия труда членов экипажа, находящихся в таких помещениях.
Для перераспределения светового потока, испускаемого электрической лампой, т. е. для сосредоточения ее световых лучей в желательных нам направлениях, лампа снабжается той или иной осветительной арматурой (колпаком, абажуром и др.). Совокупность лампы и арматуры называется светильником. Осветительные приборы для освещения близко расположенных от источников света объектов называются светильниками, а далеко расположенных — прожекторами.
Помимо перераспределения светового потока, арматура защищает лампу от механических повреждений и атмосферных влияний. Арматура является также защитным средством в противопожарном отношении, отделяя токоведущие части от окружающего пространства.
К арматуре относится и патрон — прибор, служащий для присоединения лампы к проводам, подводящим к ней электрическую энергию.
В зависимости от места установки осветительные приборы должны иметь ту или иную защиту от вредных влияний окружающей среды.
Судовая осветительная арматура может быть открытого, защищенного, брызгозащищенного, водозащищенного и взрывобезопасного типа.
Осветительная арматура взрывобезопасного типа применяется лишь в специальных случаях. Наиболее распространенной на судах осветительной арматурой является водозащищенная и негерметическая (открытого и защищенного исполнения).
Выбором необходимого числа и мощности электрических ламп и осветительной арматуры можно обеспечить создание требующейся горизонтальной и вертикальной освещенности в любом помещении.
Правилами Регистра установлены наименьшие допустимые освещенности для судовых помещений. При этом наименьшие допустимые освещенности при использовании люминесцентных ламп должны быть примерно в полтора-два раза больше, чем при освещении лампами накаливания.
Объясняется это тем, что при одинаковых величинах освещенности освещенность от люминесцентных ламп производит впечатление «сумеречного» света или света в пасмурный день. Чтобы уничтожить это впечатление, при люминесцентном освещении приходится увеличивать освещенность.
Приведем для примера установленные этими нормами величины освещенности для некоторых помещений.
Общая освещенность штурманских рубок при люминесцентном освещении должна составлять не менее 100 л и при освещении лампами накаливания не менее 50 л. В машинном отделении освещенность должна составлять соответственно не менее 75 и 30 л; в каютах экипажа и пассажиров 100 и 50 л; в коридорах жилых помещений 75 и 20 л; в грузовых трюмах 50 и 20 л и т. д.
Приведенные выше величины освещенностей характеризуют так называемое общее освещение помещений. Но в отдельных местах, например, у главных двигателей, у главного распределительного щита и др., указанные выше значения освещенностей недостаточны.
Поэтому, кроме общего освещения, осуществляют местное, служащее для создания большей освещенности в определенных местах (на распределительных щитах, у двигателей и т. п.).
Правилами Регистра указаны значения освещенности и для местного освещения. Так, например, для тех мест машинного отделения, где приходится рассматривать мелкие детали (шкалы измерительных приборов и др.), горизонтальная освещенность должна быть не менее 150 л при диаметре шкалы свыше 200 мм и не менее 200 л при диаметре шкалы от 200 до 100 мм.
Схема включения люминесцентной лампы приведена на рис. 1.
При включении выключателя лампы между электродами стартера возникает тлеющий разряд, нагревающий биметаллическую пластинку. Вследствие нагрева она изгибается, закорачивает электроды неоновой лампочки и тем самым замыкает цепь электродов люминесцентной лампы. Через них начинает проходить ток, нагревающий электроды.
Одновременно с закорачиванием электродов неоновой лампы происходит и замыкание накоротко конденсатора стартера. Разряд конденсатора вызывает появление газового разряда в люминесцентной лампе.
Рис. 1. Схема включения люминесцентной лампы
В самом стартере после закорачивания его электродов тлеющий разряд прекращается, биметаллическая пластинка остывает и, возвращаясь в исходное положение, размыкает цепь зажигания.
Показанный на схеме дроссель ограничивает ток, потребляемый люминесцентной лампой, и способствует стабильности ее работы.
Световая отдача люминесцентных ламп достигает 50 лм/вт, а срок службы значительно превосходит срок службы ламп накаливания. Большие перспективы имеет использование люминесцентных ламп на морских судах. Известно, что доступ естественного света в некоторые судовые помещения затруднен ввиду специфичности устройства судна.
Применение на судне люминесцентных ламп улучшает условия труда членов экипажа, находящихся в таких помещениях.
Для перераспределения светового потока, испускаемого электрической лампой, т. е. для сосредоточения ее световых лучей в желательных нам направлениях, лампа снабжается той или иной осветительной арматурой (колпаком, абажуром и др.). Совокупность лампы и арматуры называется светильником. Осветительные приборы для освещения близко расположенных от источников света объектов называются светильниками, а далеко расположенных — прожекторами.
Помимо перераспределения светового потока, арматура защищает лампу от механических повреждений и атмосферных влияний. Арматура является также защитным средством в противопожарном отношении, отделяя токоведущие части от окружающего пространства.
К арматуре относится и патрон — прибор, служащий для присоединения лампы к проводам, подводящим к ней электрическую энергию.
В зависимости от места установки осветительные приборы должны иметь ту или иную защиту от вредных влияний окружающей среды.
Судовая осветительная арматура может быть открытого, защищенного, брызгозащищенного, водозащищенного и взрывобезопасного типа.
Осветительная арматура взрывобезопасного типа применяется лишь в специальных случаях. Наиболее распространенной на судах осветительной арматурой является водозащищенная и негерметическая (открытого и защищенного исполнения).
Выбором необходимого числа и мощности электрических ламп и осветительной арматуры можно обеспечить создание требующейся горизонтальной и вертикальной освещенности в любом помещении.
Правилами Регистра установлены наименьшие допустимые освещенности для судовых помещений. При этом наименьшие допустимые освещенности при использовании люминесцентных ламп должны быть примерно в полтора-два раза больше, чем при освещении лампами накаливания.
Объясняется это тем, что при одинаковых величинах освещенности освещенность от люминесцентных ламп производит впечатление «сумеречного» света или света в пасмурный день. Чтобы уничтожить это впечатление, при люминесцентном освещении приходится увеличивать освещенность.
Приведем для примера установленные этими нормами величины освещенности для некоторых помещений.
Общая освещенность штурманских рубок при люминесцентном освещении должна составлять не менее 100 л и при освещении лампами накаливания не менее 50 л. В машинном отделении освещенность должна составлять соответственно не менее 75 и 30 л; в каютах экипажа и пассажиров 100 и 50 л; в коридорах жилых помещений 75 и 20 л; в грузовых трюмах 50 и 20 л и т. д.
Приведенные выше величины освещенностей характеризуют так называемое общее освещение помещений. Но в отдельных местах, например, у главных двигателей, у главного распределительного щита и др., указанные выше значения освещенностей недостаточны.
Поэтому, кроме общего освещения, осуществляют местное, служащее для создания большей освещенности в определенных местах (на распределительных щитах, у двигателей и т. п.).
Правилами Регистра указаны значения освещенности и для местного освещения. Так, например, для тех мест машинного отделения, где приходится рассматривать мелкие детали (шкалы измерительных приборов и др.), горизонтальная освещенность должна быть не менее 150 л при диаметре шкалы свыше 200 мм и не менее 200 л при диаметре шкалы от 200 до 100 мм.