Подготовка электрических машин к пуску, пуск их и остановка

Под обслуживанием любого электрооборудования подразумеваются все действия, связанные с пуском его в ход, наблюдением за ним во время работы и остановкой его.

В соответствии с этим обслуживание судовых генераторов и электродвигателей заключается в выполнении ряда последовательных действий, обеспечивающих правильный пуск, надзор за работой и остановку этих машин.

«Правила технической эксплуатации судового электрооборудования» устанавливают следующую строгую последовательность действий судового электротехнического персонала при обслуживании генераторов и электродвигателей.

При подготовке электрических машин к пуску производят их тщательный наружный и внутренний осмотр с целью убедиться:

1) в отсутствии посторонних предметов на генераторе, редукторе (при его наличии), вблизи соединительных фланцев, а также внутри генератора или электродвигателя;
2) в отсутствии пыли, грязи и ветоши вблизи входных вентиляционных отверстий;
3) в наличии смазки в подшипниках скольжения;
4) в наличии на месте всех защитных кожухов;
5) в наличии всех щеток в щеткодержателях и в целости всех соединительных проводов;
6) в правильности положения, исправности и соответствующем креплении траверсы и щеткодержателей;
7) в наличии правильного нажатия пружин щеткодержателей;
8) в отсутствии окисления, нагара, пыли на рабочей поверхности коллектора или контактных колец;
9) в отсутствии влаги и масла на обмотках.

После наружного и внутреннего осмотра генератор или электродвигатель (последний по возможности) проворачивают вручную на 1—2 оборота, чтобы убедиться в отсутствии заедания как якоря электрической машины, так и первичного двигателя или исполнительного механизма.

Особо тщательно эта проверка и осмотр должны производиться после длительного бездействия или после ремонта машины.

После осмотра генератора или электродвигателя необходимо проверить на главном или групповом распределительном щите:

1) правильность положения маховика регулятора возбуждения;
2) выключенное положение коммутационных и пускорегулирующих аппаратов;
3) наличие и исправность плавких вставок и сигнальных ламп;
4) установку переключателей измерительных приборов в соответствующее положение;
5) величину сопротивления изоляции переносным мегомметром.

У генераторов проверка сопротивления изоляции производится после чистки, ремонта или продолжительной стоянки. У электродвигателей замер величины сопротивления изоляции производится совместно с пускорегулирующей аппаратурой и питающим кабелем.

При подготовке электродвигателя к повторному пуску (если в течение суток с ним не производилось никаких работ) проверяется только отсутствие посторонних предметов и грязи на двигателе, у соединительной муфты и вблизи входных вентиляционных отверстий, а также находится ли пускорегулирующая аппаратура в положении «Стоп».

Пуск в ход генератора осуществляется в следующем порядке. Прежде всего вахтенный механик пускает в работу дизель или другой первичный двигатель, приводящий в движение генератор.

После того как двигатель разовьет номинальную скорость вращения и проработает на холостом ходу 10—15 мин, необходимо довести напряжение генератора до номинальной величины, проверить отсутствие посторонних шумов и стуков, работу щеток и коллектора (контактных колец), после чего включить автомат (рубильник, переключатель) генератора и вновь проверить работу щеток, коллектора или контактных колец и отсутствие посторонних шумов и стуков.

Убедившись в нормальной работе генератора, можно постепенно его нагрузить включением необходимых потребителей тока.

При обнаружении ненормального искрения на коллекторе или кольцах следует по возможности постепенно снять с генератора нагрузку, выяснить причину искрения и после устранения искрения вновь нагрузить генератор.

Для пуска электродвигателя постоянного тока с помощью пускового реостата необходимо.сначала включить рубильник или автомат питания, затем плавно поворачивать маховик пускового реостата до тех пор, пока сопротивление реостата не будет полностью выведено. Перевод маховика на каждое следующее положение производится в тот момент, когда стрелка амперметра электродвигателя после очередного броска пойдет назад и, пройдя номинальное значение тока, почти остановится. При отсутствии амперметра необходимо задерживать маховик реостата на каждом положении в течении 1,5—2 сек.

При наличии пускорегулирующего реостата требуемая скорость вращения электродвигателя устанавливается медленным переводом маховика реостата в соответствующее положение только в зоне регулировки оборотов. При наличии отдельного регулировочного реостата его сопротивление при пуске электродвигателя должно быть полностью выведено, что соответствует минимальной скорости вращения электродвигателя.

Пуск электродвигателей постоянного и переменного тока при помощи магнитных станций или магнитных пускателей производится включением коммутационного аппарата питания и последующим нажатием кнопки «Пуск» или переводом рукоятки командоконтроллера в положение, соответствующее требуемой скорости вращения. Если при этом электродвигатель в ход не пойдет, то необходимо выключить питание и выяснить причину неисправности.

Пуск асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором переключением обмоток статора со «звезды» на «треугольник» необходимо производить в следующем порядке:

1) включить питание;
2) перевести переключатель из положения «Стоп» в положение «Звезда»;
3) после того как скорость электродвигателя перестанет нарастать, переключатель быстро перевести в положение «Треугольник».

В период пуска, а также сразу после его окончания необходимо убедиться, что в электродвигателе отсутствует посторонний шум, стуки и вибрация, искрение под щетками, а также перегрузка (при наличии амперметра).

Во время работы генератора необходимо следить за:

1) величиной напряжения генератора по вольтметру, поддерживая ее постоянной с помощью регулятора напряжения, если регулировка производится вручную;
2) нагрузкой генератора по амперметру и ваттметру;
3) состоянием коллектора (контактных колец) и щеток, один раз за вахту и во всяком случае не реже одного раза в сутки, протирать
рабочую поверхность коллектора (контактных колец) сухой мягкой ветошью;
4) нагревом генератора и его аппаратуры;
5) нагревом подшипников и возникновением в них ненормального шума или стука;
6) частотой переменного тока по частотомеру;
7) величиной сопротивления изоляции сети по щитовому прибору — вольтметру или мегомметру;
8) работой системы охлаждения.

При обнаружении каких-либо ненормальностей в работе генератора необходимо доложить об этом вахтенному механику и электромеханику и в соответствии с их указаниями принять меры к устранению возникших ненормальностей.

При произвольном отключении автомата генератора необходимо отключить механизмы, не имеющие нулевой защиты или имеющие неисправную защиту, после чего включить автомат генератора. Если после этого автомат вновь выключится, то необходимо вызвать электромеханика для выяснения причин отключения автомата. До устранения этих причин повторное включение автомата генератора не допускается.

Если по каким-либо причинам работающий генератор необходимо остановить, то это должно быть сделано без перерыва подачи тока работающим потребителям. В этом случае сначала следует пустить в ход второй генератор, перевести на него нагрузку и только после этого остановить первый.

Немедленная остановка генератора без перевода его нагрузки на другой допускается при серьезной аварии, пожаре или несчастном случае.

В обычных условиях его остановка производится в следующем порядке:

1) с генератора снимается нагрузка, не допуская перехода генератора на двигательный режим (при параллельной работе с другим генератором);
2) выключается автомат (рубильник, переключатель) генератора;
3) снижается напряжение (при ручном регулировании);
4) отключается рубильник гашения поля (у генераторов переменного тока);
5) дается разрешение на остановку первичного двигателя;
6) генератор и возбудитель осматриваются и со всех доступных частей удаляется пыль, влага и масло;
7) коллектор (контактные кольца) протираются чистой ветошью;
8) устраняются неисправности, замеченные во время работы генератора или при осмотре его после остановки;
9) проверяется уровень масла в подшипниках скольжения.

У электродвигателей во время их работы необходимо следить за:

1) нагревом;
2) работой коллектора и щеток, систематически протирая коллектор чистой мягкой ветошью;
3) регулярной подачей масла в подшипники скольжения;
4) отсутствием ненормального шума, стука и нагрева подшипников;
5) отсутствием перегрева контактных соединений;
6) отсутствием вибрации электродвигателя.

Остановку электродвигателя постоянного тока при наличии пускорегулирующего реостата следует производить медленным обратным поворотом маховика в зоне регулирования оборотов и быстрым — в зоне пуска — до начального положения. После этого отключают питание электродвигателя от сети.

Если пусковой реостат имеет автоматический возврат в нулевое положение, то остановку электродвигателя можно производить выключением его питания. В этом случае после остановки необходимо убедиться, что маховик реостата вернулся в исходное (нулевое) положение.

Остановка электродвигателей, управляемых с помощью магнитных станций или магнитных пускателей, производится нажатием кнопки «Стоп» или плавным переводом рукоятки командоконтроллера в нулевое положение. После этого отключается питание электродвигателя от сети.

Оставить комментарий