При монтаже электродвигателей электромонтеру приходится: а) производить центровку установленного монтажниками двигателя, б) устанавливать пускорегулировочную аппаратуру, в) подводить и подключать кабели к электродвигателю и пускорегулировочной аппаратуре и г) производить испытания установленного двигателя.
Электродвигатели нужно располагать таким образом, чтобы ось вращения их была параллельна диаметральной плоскости судна, так как в противном случае при качке возникают дополнительные осевые давления на подшипники вала двигателей. В исключительных случаях, когда конструкция двигателя допускает осевое давление на подшипники и двигатель устанавливают таким образом, что ось вращения его не параллельна диаметральной плоскости судна, следует принимать меры к тому, чтобы масло не могло попадать на обмотки электродвигателя.
На судах валы электродвигателей обычно соединяются с валами приводимых в движение механизмов при помощи жестких или эластичных муфт.
Одной из самых ответственных работ при установке электродвигателей является центровка валов, т. е. такое соединение валов, при котором их оси лежат на одной прямой линии. Сдвиг центров осей валов или перекос валов вызывает даже при эластичной муфте вибрацию якоря, разработку вкладышей подшипников и может повести к аварии.
Применяются различные способы центровки валов при помощи разных приспособлений. Одним из самых простых и надежных способов является центровка при помощи стальной масштабной линейки и щупов.
Установив одну из соединяемых машин и проверив горизонтальность ее вала по уровню, пригоняют к ней, сначала на глаз, вторую машину. Далее, измеряя линейкой и щупами расстояния между соединяемыми половинками муфты по вертикали и горизонтали в четырех точках (сверху, снизу и по бокам), выверяют положение второй машины и при помощи прокладок, вставляемых под лапы станины, добиваются совпадения центров и расположения осей валов на одной прямой. Центровка будет достигнута, когда при любом повороте валов расстояния между торцами полумуфт во всех четырех точках окажутся одинаковыми, а окружности полумуфт точно совпадут (при равных диаметрах) или будут концентрическими (при разных диаметрах). Когда центровка закончена, половинки муфт соединяют болтами и вторую машину крепят к фундаменту.
После установки электродвигателя и пускорегулировочной аппаратуры к ним подводят кабель, который соответствующим образом разделывают и подключают. Перед опробованием работы электродвигателя вхолостую и под нагрузкой необходимо измерить сопротивление изоляции его обмоток, проверить еще раз схему соединений, осмотреть подшипники, щетки, пускорегулировочную аппаратуру и т. п.
Чтобы убедиться в исправности механической части, первый пуск электродвигателя производят толчком на очень короткое время. Вторичный пуск делают на 5—10 мин для проверки правильной работы подшипников и только после этого пускают электродвигатель в ход на более продолжительное время.
После опробования работы электродвигателя измеряют сопротивление изоляции обмоток в нагретом состоянии (пока электродвигатель не остыл). Все результаты испытаний и измерений заносят в формуляр.
Если при испытании изоляции обмоток электродвигателя установлено, что сопротивление ее недостаточно из-за того, что в нее попала влага, необходимо удалить влагу — произвести сушку электродвигателя.