Монтаж выключателей и штепселей на судне

На судах приходится производить установку и зарядку выключателей каютного образца и герметических. Выключатели каютного образца (негерметические) устанавливают в жилых сухих помещениях для включения и выключения плафонов, бра и т. п. Для установки каютных выключателей применяют специальные деревянные розетки, которые крепят к переборкам винтами.

Идущие к выключателю и отходящие от него к осветительной арматуре концы двужильных кабелей или проводов заводят в розетку и разделывают так, как указывалось ранее. Когда концы кабеля или провода окончательно подготовлены, на розетку устанавливают выключатель и крепят его винтами, уложив предварительно в розетке некоторый запас кабеля.

Концы кабеля подводят затем под клеммы выключателя и закрепляют. После этого на выключатель надевают крышку и привертывают ручку-барашек (рис. 1).

Из выключателей герметического типа чаще всего применяется выключатель с двумя рядами расположенными (параллельными) сальниками. Кабель заводят в выключатель двумя способами: или в уже установленный, т. е. закрепленный винтами, выключатель, или до установки его.

В первом случае для удобства ввода концов кабеля через сальники необходимо снять с кабеля последнюю перед выключателем скобу. Во втором случае, не снимая скобы, выключатель насаживают на концы кабеля и уже затем прикрепляют винтами к переборке. Второй способ заводки концов кабеля в выключатель требует известного навыка, так как при неправильной заготовке концы кабеля могут оказаться короче, чем необходимо.

На выключатель надевают крышку и привертывают ручку-барашек
Рис. 1. На выключатель надевают крышку и привертывают ручку-барашек

Как заводятся концы кабеля в герметический выключатель с двумя параллельными сальниками
Рис. 2. Как заводятся концы кабеля в герметический выключатель с двумя параллельными сальниками

При разделке концов кабеля свинцовую оболочку снимают на таком протяжении, чтобы она выступала на 2—3 мм внутри выключателя, а общая резиновая изоляция — еще на 2—3 мм из-под свинца. Как и во всякой другой арматуре, концы кабеля должны иметь некоторый запас (80—100 мм). Уложив и закрепив под зажимы концы кабеля, надевают крышку выключателя, закрепляют ее и ставят барашек. На рис. 2 показано, как заводятся концы кабеля в герметический выключатель с двумя параллельными сальниками (тип 5).

Установка и зарядка штепселей

Установка и зарядка штепселей каютного образца не отличаются чем-либо существенным от установки и зарядки выключателей.

Герметические штепсели устанавливают и заряжают так же, как и герметические выключатели. Устанавливая герметический штепсель на переборке, под него помещают специальный мостик, чтобы штепсель отстоял от переборки на определенном расстоянии, достаточном для свободного выключения герметической штепсельной вилки.

Для ввода кабеля в герметический штепсель надо сначала вынуть его внутреннюю часть — розетку со штепсельными гнездами, отвернув два стопорных винта, крепящих ее к корпусу, потом, как обычно, разделать концы кабеля, завести его в сальник и подвести под клеммы розетки. Подключив концы к штепсельным гнездам розетки, т. е. привернув их гайками, вставить розетку обратно в корпус, зажать стопорными винтами и привернуть крышку штепселя.

Монтаж выключателей и штепселей на судне — это важный этап электромонтажных работ, который требует соблюдения специфических правил и норм для обеспечения безопасности и надежности электроустановок в морских условиях. В данном контексте монтаж включает установку электрических выключателей и штепсельных разъемов (розеток) в различных частях судна, включая машинное отделение, жилые и рабочие помещения, а также на палубе.

Основные требования и этапы монтажа

  1. Подготовка и планирование:

    • Разработка схемы электропроводки, учитывающей все требования по безопасности и специфические условия эксплуатации на судне.
    • Выбор правильного типа выключателей и штепселей, соответствующих морским стандартам (например, защищенные от влаги и коррозии).
  2. Выбор оборудования:

    • Использование морских сертифицированных компонентов, которые могут выдерживать вибрации, влажность, соляные брызги и экстремальные температуры.
    • Установка водонепроницаемых розеток и выключателей в местах, где возможно попадание воды (на палубе, в машинных отделениях).
  3. Монтаж кабельных трасс:

    • Прокладка кабелей в специальных кабельных каналах или трубах для защиты от механических повреждений и влияния внешней среды.
    • Маркировка кабелей для удобства обслуживания и быстрого устранения неисправностей.
  4. Установка выключателей и штепселей:

    • Крепление на заранее подготовленных местах согласно схеме.
    • Обеспечение надежного соединения контактов, использование специальных инструментов и технологий пайки или обжимки.
    • Проверка надежности креплений и правильности подключения.
  5. Проверка и тестирование:

    • Тестирование правильности функционирования каждого устройства после установки.
    • Проверка на отсутствие коротких замыканий, правильное заземление и общее соответствие схемам.
    • Испытания на сопротивление изоляции и другие электроиспытания.
  6. Документирование:

    • Ведение точной документации всех произведенных работ, включая схемы и результаты испытаний.
    • Регистрация всех компонентов в судовом журнале технического обслуживания.

Особенности монтажа на судне

  • Вибрации и механические нагрузки: Все оборудование должно быть установлено с учетом вибраций и возможных механических нагрузок, характерных для морских судов.
  • Влажность и коррозия: Защита от воздействия соленой воды и влажности — ключевой аспект при выборе материалов и методов монтажа.
  • Пожарная безопасность: Использование кабелей и оборудования с высокой степенью огнестойкости и минимальным дымовыделением.

Заключение

Монтаж выключателей и штепселей на судне — это сложный процесс, требующий профессионализма и знаний специфических морских стандартов и норм. Только квалифицированные специалисты, имеющие опыт работы в судостроении, могут гарантировать качество и безопасность таких работ.



Оставить комментарий