Особенности монтажа электрических сетей на нефтеналивных судах

Для монтажа электрических сетей на нефтеналивных судах существуют специальные правила Регистра, изложенные в главе «Электрооборудование нефтеналивных судов» правил по электрооборудованию морских стальных судов.

Согласно указанным правилам, все кабели, проходящие из кормовой части танкера, где расположено машинное отделение, в среднюю и носовую части допускается прокладывать над палубой трюмов по переходному мостику. При этом на всем протяжении кабель должен быть проложен свободно, т. е. не закреплен скобами. Требование прокладок кабеля по переходному мостику вытекает из условий взрывобезопасности танкера, а требование свободной прокладки объясняется тем, что корпус танкера в груженом состоянии получает значительный прогиб, а в порожнем состоянии выпрямляется. При этих деформациях в кабеле возникают значительные растягивающие усилия.

Кроме того, на ходу судна переходный мостик испытывает значительные вибрации. Оба эти обстоятельства (растягивающие усилия и вибрация) при жестком креплении освинцованного кабеля вызывают разрушение свинцовой оболочки и появление в ней поперечных трещин.

Свободная прокладка в сочетании с применением бронированного кабеля или кабеля с защитной оболочкой из негорючего синтетического каучука обеспечивает его долговечность.

Свободная прокладка кабеля

Свободная прокладка кабеля осуществляется либо в желобах (при большом количестве прокладываемых кабелей), либо в трубах (при сравнительно небольшом числе кабелей).

Желоб для прокладки кабеля изготовляется из листового железа толщиной 3—5 мм, причем по всей длине и ширине его прокладывается линолеум. Линолеум и желоб должны иметь в нижней части отверстия для стока воды. Чтобы на кабель не попадала вода, щелочи и нефтепродукты, желоба должны плотно закрываться. Для некоторого ограничения поперечных перемещений кабелей от тряски на свободно проложенные в желобе кабели накладывают деревянные скобы, зажимаемые между боковыми стенками желоба. Такие скобы допускают лишь небольшое смещение кабелей. Для предохранения кабелей от растягивающих усилий одно время принято было при прокладке их через переборки применять вместо сальников так называемые резиновые амортизаторы, т. е. укрепляемые в переборке резиновые зажимы. Однако целесообразнее при переходе кабелей с желоба на переборку делать небольшой изгиб кабелей в конце желоба, что в достаточной мере предохраняет кабель от растягивающих усилий.

Кабели, проложенные в желобе и имеющие броню или металлическую защитную оплетку для предохранения от действия морской воды, должны быть тщательно окрашены масляной краской (из свинцового сурика и олифы).

Все концы проводников малых сечений на предохранительных щитках и в крестовых соединительных коробках должны быть изолированы лентой из натуральной резины, тщательно оклетневаны, покрыты шеллаком и иметь запас 4—5 см в арматуре.

Железные оцинкованные трубы с толщиной стенок не менее 4 мм, применяемые для прокладки кабелей под переходными мостиками, должны иметь герметические фланцевые соединения. Сами трубы должны быть тщательно очищены от заусенцев и иметь совершенно гладкую внутреннюю поверхность. В районе мачт и помповых отделений трубы должны быть снабжены смотровыми коробками длиной не менее 400 мм. Толщина стенок коробки должна быть не менее толщины стенок трубы. В нижней части смотровой коробки имеется краник для спуска конденсационной воды.

Освещение шланговых и насосных помещений выполняется взрывобезопасными светильниками. Применение переносной арматуры, получающей питание по гибким шланговым проводам, запрещается во всех без исключения помещениях первой и второй категории. Местное освещение в этих помещениях должно обеспечиваться только переносными аккумуляторными фонарями.

Оставить комментарий