Обслуживание кабельной сети в основном заключается в поддержании сопротивления изоляции в пределах норм, установленных «Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования».
Периодичность замеров сопротивления изоляции и установленные нормы приводились в статье "Измерение сопротивления изоляции".
Осмотр кабельной сети должен производиться не реже одного раза в год. При осмотре проверяется крепление кабелей и проводов, наличие в необходимых случаях прессшпановых прокладок под кабельными скобами, состояние наружной оболочки кабелей и исправность заделки концов, отсутствие на кабеле масла и топлива, состояние уплотнения переборочных сальников и проходов кабеля через палубы, наличие и целость соединения с корпусом судна металлических оплеток кабеля и труб для его прокладки.
Не реже раза в год должна производиться также окраска как самого кабеля, так и конструкций для его крепления и кожухов для защиты от механических повреждений. Перед окраской все эти металлические конструкции должны быть очищены от ржавчины и грязи. Окраска кабеля и крепящих конструкций производится палубной командой под наблюдением судового электромеханика.
Кабели, проложенные в трюмах, в желобах, по переходным мостикам и на открытых палубах, должны окрашиваться свинцовым суриком на натуральной олифе.
При осмотре групповых сальников и кабельных переходных коробок они должны проверяться на герметичность. Помимо ежегодных, такие проверки должны производиться также в случае, если возникнет подозрение в их исправности.
Проверка сальников на герметичность производится обдувом воздуха из шланга диаметром 12,5 мм с расстояния 100 мм от сальника при давлении воздуха 3—4 кг/см2.
С противоположной стороны торец кабельной коробки покрывается густой мыльной пеной. Если на пене не появляется быстро лопающихся пузырей, то это свидетельствует об удовлетворительности уплотнения.
При пропуске воздуха сальник необходимо доуплотнить и подвергнуть вторичному испытанию на герметичность.
Если пропуски воздуха замечаются через зазор вокруг какого-либо кабеля, то этот кабель следует обмотать асбестовым шнуром, пропитанным 50%-ным раствором уплотнительной массы в бензине, и подбить асбестовую обмотку внутрь зазора. Ширина обмотки (по длине кабеля) должна быть не менее 50 мм. Эта операция проводится у входа и выхода кабеля из коробки.
Если неплотности замечены в верхней части кабельной коробки, надлежит снять одну из торцовых крышек коробки и с помощью торцовой доски и струбцины поджать массу. После поджатая в коробку вводят дополнительное количество массы, обжимаемое струбциной. Сверх этого массу следует уплотнить с помощью клина, вжимаемого струбциной в массу.
На групповых сальниках, имеющих нажимные рамки или нажимные доски, доуплотнение сальников может быть произведено подтягиванием гаек на шпильках указанных рамок или досок посредством гаечного ключа. Поджатие гаек производится равномерно на величину 2—3 мм.
Работы с уплотнением кабельной массы должны производиться при температуре корпуса коробки не менее 15—20° С.
При окружающей температуре ниже 15—20° С, а также в случае невозможности обеспечить герметичность сальника обжатием массы при указанной температуре следует применить индукционный метод подогрева корпуса сальника (при выключенных кабелях).
Для осуществления такого подогрева на корпус сальника, предварительно обернутый асбестовой тканью, наматывают 15—25 витков провода. Концы провода подсоединяют к вторичной обмотке сварочного трансформатора. Ток вторичной обмотки должен быть около 75 А.
Во время обогрева через каждые 15—20 мин следят по термометру за тем, чтобы температура корпуса сальника не поднималась выше 60° С, а в центре сальника на гребенках 30—40° С. По достижении этих температур обогрев следует прекратить.
Обслуживание кабельной сети на судне включает несколько ключевых аспектов, которые обеспечивают ее бесперебойную работу и безопасность. Вот основные моменты, на которые следует обратить внимание:
1. Планирование и проектирование сети
- Проектирование маршрутов кабелей: Кабели должны быть проложены так, чтобы минимизировать риск повреждения и помех от других систем. Важно учитывать вибрации, движение судна и воздействие морской среды.
- Выбор кабелей: Использование морских кабелей, которые устойчивы к коррозии, соленой воде и механическим повреждениям.
2. Установка и монтаж
- Правильная укладка: Кабели должны быть надежно закреплены и защищены от механических повреждений. Укладка должна учитывать возможность температурных расширений и движений судна.
- Изоляция и герметизация: Все соединения должны быть надежно изолированы и защищены от влаги.
- Разделение кабелей: Электрические кабели и кабели связи должны быть проложены отдельно, чтобы избежать электромагнитных помех.
3. Регулярное обслуживание и проверки
- Визуальный осмотр: Регулярные осмотры для выявления признаков износа, повреждений, коррозии или нарушения изоляции.
- Тестирование: Периодическое тестирование кабелей с помощью омметров или мегаомметров для проверки их сопротивления и целостности изоляции.
- Обслуживание соединений: Регулярная проверка и подтягивание всех соединений, особенно в условиях высокой вибрации.
4. Аварийное обслуживание
- План аварийного восстановления: Наличие плана на случай повреждения кабелей, включающего необходимые инструменты и запасные части.
- Обучение персонала: Экипаж должен быть обучен методам быстрого обнаружения и устранения неисправностей.
5. Документация и контроль
- Ведение журнала: Регистрация всех действий по обслуживанию, ремонта и проверок для отслеживания состояния кабельной сети.
- Чертежи и схемы: Актуальные схемы и чертежи прокладки кабелей для облегчения обслуживания и поиска неисправностей.
6. Соблюдение стандартов
- Международные стандарты: Соответствие стандартам таких организаций, как Международная морская организация (IMO) и Международная электротехническая комиссия (IEC).
- Национальные регламенты: Соблюдение национальных регламентов и требований по безопасности судов.
7. Эксплуатационные условия
- Учет морских условий: Кабельная сеть должна быть спроектирована и обслуживаться с учетом специфических условий морской среды, таких как коррозия от соленой воды, температурные колебания и механические воздействия.
Соблюдение этих рекомендаций поможет обеспечить надежность и долговечность кабельной сети на судне, а также безопасность экипажа и оборудования.